Skip to main content

S.M.A.R.T. цели

S.M.A.R.T.
Методика постановки S.M.A.R.T. целей — пожалуй самая известная методика в целеполагании. Давайте разберемся, в чем она заключается и как ее применить.

  • Если вы хотите достичь цели, то для начала надо её сформулировать. Лучше всего это делать письменно. Затем примените к написанному проверку по S.M.A.R.T. Так вы обнаружите часть подводных камней, которые могут помешать достижению цели.
  • Переработка цели по S.M.A.R.T. критериям является одним из способов концентрации на цели.
  • Конкретизация цели поможет лучше понять, чего хочется на самом деле. Это позволит отделить свои цели от навязанных вам.
  • S.M.A.R.T. технику можно использовать для проверки полученных рекомендаций и предложений.
  • При работе с большим количеством целей методика S.M.A.R.T. позволит отделить «плохие» цели от «хороших».

SMART состоит из 5 критериев постановки цели. Саму аббревиатуру расшифровывают по разному. Я приведу несколько вариантов, выбирайте сами кому какой больше нравится.

S

Specific, significant — конкретная, значительная.
Цель должна быть максимально конкретной и ясной. Хорошо, когда цель можно выразить простыми словами в 1-2 предложениях так, что она будет понятна всем. При постановке цели нет места глобальным и неопределенным подходам. Если в цели есть слова «больше», «раньше» и другие, то надо указать, на сколько (рублей, минут, процентов и так далее).

M

Measurable, meaningful, motivational — измеримая, значимая, мотивирующая.
Цель должна быть измеримой. В идеале измеримой не только по конечному результату, но и по промежуточному. Если цель неизмерима, вы никогда не сможете узнать, достигли вы ее или нет! А ваши сотрудники? Они потеряют всякий интерес к работе, если не будут видеть прогресс на пути к успеху.

Например, цель «похудеть» должна превратиться в «похудеть до 70кг», а цель «зарабатывать больше» должна превратиться в «увеличить оклад на 50%».

A

Achievable, acceptable, action-oriented — достижимая, согласованная, ориентированная на действия.

Необходимо оценить ситуацию и убедиться в том, что цель достижима, хотя бы теоретически. У вас должны быть какие-то ресурсы (деньги, время и так далее) или способность эти ресурсы найти. Цели требуют приложения усилий, но они не должны быть запредельны. А ваши сотрудники? Недостижимые цели снижают их мотивацию работать в целом. А слишком простые цели обычно теряют свое значения, и их начинают игнорировать.
На этом этапе, мы оцениваем наши цели и изменяем их в сторону реальности.

R

Realistic, relevant, rewarding — реалистичная, обоснованная, награждающая.

Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации. Цель не должна мешать целям с более высоким приоритетом или противоречить текущим целям. У цели так же должна быть важная причина или проблема, которую эта цель решает. Помните, если нет проблемы, то нет и мотивации. Если цель не является реалистичной, разбейте ее на несколько реалистичных целей.

T

Time-based, timely, trackable — на определенный период, своевременная, отслеживаемая.

Срок или точный период выполнения — одна из главных составляющих цели. Срок позволят определить была ли вообще достигнута цель или какой-то из ее этапов. Когда срок не четкий, то люди чисто психологически стараются их максимально оттягивать. Плюс даже ничего не делая, человек может подсознательно убедить себя в том, что он успешно двигается к цели, просто делает это в своем небольшом темпе.

Например, цель «похудеть до 70кг» должна превратиться в «похудеть до 70кг к 1 июня 2016 года», а цель «увеличить оклад на 50%» в цель «увеличить оклад на 50% к 3-кварталу 2016 года».

Выводы

Поставить правильную цель не так то просто, как кажется на первый взгляд. Зато такие цели достигаются с большей вероятностью и приносят больше удовлетворения. На самом деле эта методика не является “серебряной пулей” и может не подходить кому-то. Таких методик существует несколько и каждый может выбрать наиболее подходящую для него.
В рунете есть любопытный сервис SmartProgess, который помогает людям работать со S.M.A.R.T. целями.

Добавить комментарий