Skip to main content

Темная сторона управления продуктом

dark-side-of-product-management

Предисловие

Это достаточно свободный перевод статьи Ellen Chisa — The Dark Side of PM. Так как я и сам работаю в роли PM, я стараюсь делать более живой перевод таких статей, руководствуясь собственным опытом. Но если у вас есть какие-то замечания и\или предложения — то я всегда открыт для обратной связи в личных сообщениях или комментариях.

Я написала массу статей о том как я стала Product Manager и советов для других людей как им двигаться в этом направлении. До сих пор я защищала людей от некоторых сложных частей работы PM. Самая сложная часть работы это не “hard” скилы, а несколько эмоциональных вызовов с которыми вы столкнетесь в работе. Я люблю свою работу, но с некоторыми ее частями мне сложнее всего справляться.

В этой работе нет никаких встроенных наград

Когда вы пишите, вы, возможно, наслаждаетесь процессом письма. Вы подбираете подходящие слова и составляете предложения. Вы можете работать что называется “в потоке”. У меня был такой опыт, когда я занималась искусством, дизайном или писала код. Такая работа приносит удовольствие. У вас есть масса маленьких инкрементов-результатов вашей работы — “отлично! теперь эта функция работает!” или “это идеальный цвет / идеально подходящее слово”. Вы работаете над решением интересных вызовов, даже если не очень согласны с тем “почему” надо это делать. Плюс вы создаете что-то.

В работе над продуктом нет такой же встроенной награды. Это принципиально практическая работа. Вы принимаете массу независимых решений, но ничего точно не решено до релиза. И вы не увидите каких-то промежуточных результатов, пока работа не будет доведена до конца. Управление продуктом со стороны может выглядеть хаотичным — в начале все “свалено в кучу”, а потом внезапно какая-то часть обретает смысл.

Я пишу спецификации на новую функциональность, потому что я хочу увидеть ее в продукте, а не потому что люблю писать спецификации. Большинство задач, которые вы делаете в Продукте, это просто инструменты для достижения результата. Иногда вас поглощает та или иная задача, но это не тоже самое что “любить писать спецификации”.

Я люблю работать над Продуктом, потому что я могу сделать чью то жизнь лучше или проще. Если моя работа не приводит к такому результату, то я не могу получать удовольствие от частей, из которых она состоит. Если я делаю что-то, что сделает мир хуже, то я не получаю от этой работы удовольствия. В Продукте смысл в  вашей работе приходит только вместе с результатом, а не в процессе работы.

Люди не понимают, чем вы занимаетесь

Работа над Продуктом это не та работа, у которой есть жесткие рамки. Может дело в том, что все PM разные, а может потому что все по разному воспринимают эту работу. Дизайнеры считают, что PM это бизнес роль. А бизнес считает инженерной ролью. Сами же инженеры говорят, что это не техническая позиция. Каждый по своему прав, но в конце концов никто не считает, что ваша роль «как у них». 

Это напряжение приводит к том, что PM мало кто считает Креативным человеком. Я с этим согласна в контексте создания контента для продукта руками PM. Но здесь контекст другой. Похоже, что большинство людей считают, что работа PM это “холодная” профессия, то есть суть этой роли в управлении проектом и анализе цифр. Но это не правда! В работе над продуктом есть немало индивидуальности. Вы будете находится в постоянных глубоких раздумьях о Продукте. Тем не менее, большинство считает, что вы скорее «канцелярская крыса», чем Креативный человек.

В самом худшем случае люди говорят — “Вам не нужен PM”. Другие версии — “работа PM это просто бесполезная бюрократия” или “инженеры\разработчики сами во всем разберутся”. Меня не удивляет, когда люди говорят что-то подобное, но это меня огорчает. Когда кто-то говорит, что ваша работа “бессмысленна” или ваша работа это “накладные расходы” — это полный отстой.

(Понимание того, почему люди так говорят и почему это не так, — это гораздо более длительная дискуссия)

Вы даете больше признания, чем вы получаете

Лучший способ пояснить, что это такое я видела в статье в First Round Capital:

«Будьте смелыми, но не занимайтесь саморекламой: комплименты всегда должны идти в команду. Вы должны свободно и щедро хвалить свою команду. Успех принадлежит команде, а неудачи — вам».

Мне также понравились ироничные выражения Кена Нортора в его статье How to work with Software Engineers: «Поглощайте похвалу» и «Отклоняйте вину».

Роль PM в том, чтобы передавать похвалу тем людям, которые ее заслуживают и поглощать вину и неудачи. Это ключевая часть роли. И мне нравиться делать и то, и другое! Но это не значит, что это легко.

Самая сложная часть в том, что ваш взнос обычно не замечается людьми так, как вы сами отмечаете вклад остальных. Кто-то воспринимает это как естественный ход жизни. Но я не из таких людей. Мне нравится получать признание, одобрение и обратную связь по своей работе. (Множество статей расскажут, что это типично для миллениалов)

Как с этим жить

Это были три самых сложных для меня аспекта работы в роли PM. Все они преодолимы.

Я придумала свои собственные способы справляться с ними. Чтобы бороться с отсутствием встроенной награды в своей работе, я работаю только с компаниями, в Продукт которых я верю. Именно поэтому сейчас я работаю в Kickstarter. Я пытаюсь помочь людям понять роль PM, чтобы они понимали, что я не просто прославленный координатор/фасилитатор встреч. Я прошу людей вокруг дать мне обратную связь, чтобы я могла стать лучше. Я стараюсь спрашивать о проблемах и делать жизнь других людей лучше и внутри компании, это помогает получить признание результатов своей работы.

Если вы хотите быть PM, то очень важно понимать эмоционально сложные части этой роли и найти свой способ справится с ними.